Количество онлайн-платежей за покупку одежды в Самарской области выросло на фоне пандемии в 8,9 раза

МТС изучила, как изменились предпочтения самарцев при совершении онлайн-покупок в октябре 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в связи с ограничительными мерами из-за распространения коронавирусной инфекции. Анализ собственных данных показал, что безусловным лидером по приросту количества платежей стали магазины одежды, где количество онлайн-покупок увеличилось в 8,9 раза. Примерно втрое выросли онлайн-транзакции на оплату спорттоваров, страховых и курьерских услуг. При этом во всех перечисленных категориях снизился средний чек покупки.

2020 год внес значительные изменения в потребительские привычки самарцев и работу бизнеса. С весны этого года многие крупные компании и малые предприятия переориентировали свои каналы продаж: заметно выросли онлайн-транзакции в категориях, где раньше господствовали офлайн-продажи. А введение новых ограничительных мер в начале октября снова побудило потребителей вернуться к покупкам в интернете после летних послаблений.

Наибольший рост онлайн-продаж показали магазины одежды и аксессуаров. Здесь в октябре 2020 года по сравнению с тем же периодом прошлого года количество транзакций увеличилось в 8,9 раза, средний чек при этом уменьшился на 36% до 2455 рублей. Первый резкий рост онлайн-продаж одежды наблюдался в марте-апреле 2020 года во время самоизоляции, введенной в России из-за пандемии коронавируса. Тогда потребители были вынуждены перейти к онлайн-покупкам одежды поскольку все офлайн магазины были закрыты. Осенний рост можно объяснить тем, что люди оценили удобство шопинга, не выходя из дома, тем более, что часть интернет-магазинов предоставляет возможность бесплатной примерки и возврата не подошедшей вещи. Также многие крупные сетевые магазины стали предлагать дополнительные скидки при онлайн-покупках.

На втором месте по увеличению количества продаж в онлайне – спорттовары. Прирост в этой категории в октябре составил 3,9 раза год к году, средний чек на их покупку снизился на 30%. Затем идут страховые услуги – рост в 2,9 раза, снижение среднего чека здесь на 11%.

Топ 10 категорий по росту онлайн-продаж в Самарской области

октябрь 2020 к октябрю 2019 по данным МТС Банка

Категория Увеличение количества транзакций Изменение среднего чека Увеличение объемов продаж
Одежда, аксессуары в 8,9 раза — 36% в 5,7 раза
Спорттовары в 3,9 раза -30% в 2,1 раза
Страхование в 2,9 раза — 11% в 2,7 раза
Курьерские услуги в 2,7 раза — 14% в 2,3 раза
Программное обеспечение в 2,5 раза — 26% 93%
Благотворительность в 2,3 раза — 43% 87%
Косметика в 2 раза +41% в 3,1 раза
Товары для дома 73% +26% в 2,2 раза
Рестораны, фастфуд 47% + 23% в 2 раза
Коммунальные услуги 46% -4% 41%

 

Снижение среднего чека в большинстве категорий на фоне значительного роста продаж говорит о том, что онлайн-покупки россияне стали совершать чаще, но при этом подходить к выбору товаров более экономно. Самое значительное увеличение среднего чека наблюдается при покупках косметики (+41%) и товаров для дома (+26%).

Примечательно, что в категориях, которые были изначально ориентированы на онлайн, изменения произошли незначительные. Так, например, в телекоммуникационных услугах количество транзакций увеличилось всего на 7%, а продажи приложений и игр для смартфонов, игровых консолей и компьютеров, наоборот, снизились на 4%. При этом значительно увеличились досуговые категории: онлайн-кинотеатры (+71%) и онлайн-знакомства (+67%), что объясняется ограниченными возможностями в реальном общении.

Учитывая потребности клиентов, МТС Банк в конце октября изменил категорий с повышенным кэшбэком для держателей дебетовых и кредитных карт линейки MTS CASHBACK. Теперь кэшбэк в размере 5% по универсальной и виртуальной картам MTS CASHBACK и 3% по виртуальной предоплаченной карте MTS CASHBACK Lite будет начисляться на категории: магазины одежды; магазины детских товаров; доставка еды из ресторанов и кафе; фастфуд, рестораны и бары.

Методология исследования

Исследование основано на анализе обезличенных данных по банковским картам клиентов МТС Банка в Самарской области. Учитывались платежные операции в октябре 2019-2020 годов по соответствующим МСС-кодам.