В Самаре начали формировать базу медицинских данных для искусственного интеллекта

Самарский государственный медицинский университет и компания МТС на базе лаборатории по искусственному интеллекту приступили к формированию базы медицинских данных с помощью студентов самарского вуза. В дальнейшем она будет использоваться в обучении языковых моделей искусственного интеллекта для распознавания и обработки медицинской речи, как пациентов, так и врачей.

В задачи студентов медицинского университета входит разметка данных различных симптомов. В процессе разметки происходит качественное преобразование: сырые данные превращаются в набор структурированных данных. Эта работа требует понимания медицинских терминов и их применения в контексте взаимодействия врача и пациента, поэтому к ней привлекли учащихся третьего курса и старше. Данные — это топливо для искусственного интеллекта, и чем больше данных обработает алгоритм, тем более точно и корректно он сможет формулировать выводы на их основе. Медицина — сфера, в которой точность является наиболее критичным фактором, в этой области накоплен большой объем неструктурированных данных, но для использования в системах машинного обучения их необходимо структурировать и разметить.

«Как это происходит: например, есть несколько предложений, в которых фигурирует “боль”. Ребята должны разметить эти данные в формате “что болит, какая область болит, какой симптом” и так далее, – пояснил руководитель отдела проектного менеджмента Института инновационного развития СамГМУ Петр Кшнякин, – таким образом, мы учим систему с использованием искусственного интеллекта правильно определять локализацию дискомфорта, его характер – болевой синдром, набор симптомов. По сути, мы размечаем эти данные, чтобы в перспективе на их основании система могла самообучаться и анализировать текст без привлечения человека».

«Одним из важных направлений деятельности Центра искусственного интеллекта МТС является сотрудничество с научным сообществом и высшими учебными заведениями России. Сотрудничество с вузами направлено на поддержку программ по подготовке специалистов в области ИИ и исследований, развивающих применение инновационных технологий в разных областях. Так, работа с СамГМУ позволит повысить качество медицинских услуг, диагностики и выявления различных заболеваний, а также позволит врачам опираться на большую базу медицинских знаний при постановке диагноза. Безусловно, внедрение технологий ИИ в здравоохранение – важный шаг в развитии отрасли, где совместная работа докторов и систем на базе искусственного интеллекта покажет наилучший результат», – прокомментировал директор Центра искусственного интеллекта МТС Аркадий Сандлер.

Напомним, что ПАО «МТС» и правительство Самарской области в июне 2019 года объявили о стратегическом партнерстве для реализации  проектов, направленных на цифровизацию экономики Самарской области, городского хозяйства и социальной сферы региона, а также дальнейшее развитие инфраструктуры связи. Соглашение о сотрудничестве подписали в ходе ПМЭФ-2019 и.о. первого вице-губернатора – председателя Правительства Самарской области Виктор Кудряшов и президент ПАО «МТС» Алексей Корня. Подписанию соглашения предшествовала подготовительная работа в течение почти 10 месяцев, проводившаяся от имени Правительства Самарской области Проектным офисом цифрового развития, в тесном партнерстве с Самарским филиалом ПАО МТС в рамках реализации программы «Цифровые технологии, национального проекта «Цифровая экономика», инициированной Президентом страны Владимиром Путиным.

Справка:

В феврале 2020 года МТС и СамГМУ заключили соглашение о сотрудничестве в области цифрового здравоохранения, в рамках которого создали лабораторию искусственного интеллекта. Центр искусственного интеллекта МТС дополняет существующие сервисы компании новыми функциями, основанными на технологиях обработки естественного языка, распознавании голоса и компьютерном зрении, и создает продукты в области клиентского сервиса, юриспруденции и других направлениях. Основные решения МТС на основе искусственного интеллекта: роботы-специалисты клиентского сервиса (автоматизированные диалоговые системы, которые позволяют взаимодействовать с клиентом без привлечения людей) и виртуальный юрист (система автоматической работы с документами и управления жизненным циклом договоров). МТС – участник альянса по искусственному интеллекту, который занимается развитием ИИ-технологий в России. Другими участниками альянса являются Сбербанк, Яндекс, Mail.ru Group, «Газпром нефть» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).