Эксперт проектного офиса цифрового развития Самарской области прокомментировал утверждение Национальной стратегии развития искусственного интеллекта

Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О развитии искусственного интеллекта (ИИ) в РФ», который утверждает Национальную стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 года. «Согласно прогнозам долгосрочного социально-экономического развития России в случае недостаточного развития и использования конкурентоспособных технологий искусственного интеллекта реализация приоритетных направлений научно-технологического развития страны замедлится, что впоследствии повлечет за собой ее экономическое и технологическое отставание», — говорится в документе.

Петр Скобелев, президент,  генеральный конструктор НАО «Группа компаний «Генезис знаний», эксперт проектного офиса цифрового развития Самарской области прокомментировал утверждение Национальной стратегии развития искусственного интеллекта:

«Очень важно, что «Стратегия ИИ» вообще появилась — какой бы ни возник сейчас поток самой резкой и справедливой критики «Стратегии», но это важнейшее событие для признания актуальности и значимости проблемы и лучшего понимания властью, бизнесом и обществом сути возникающих вызовов, зарождающейся новой ИИ индустрии и грядущих тектонических сдвигов в экономике и промышленности, транспорте и связи, социальной сфере, здравоохранении, военном деле и т.д.

Вместе с тем, при чтении текста «Стратегии» видна ее сырость, есть очевидные пробелы и противоречия, что рождает вопросы, замечания и предложения по дополнениям, прежде всего, по существу.

Для начала, в «Стратегии» надо постулировать, какое общество мы строим, и для чего там будет нужен ИИ? Мы хотим построить прогрессивное общество творчески развивающихся свободных людей, или новое цифровое «рабовладение», или же общество собирателей «цифровых» кореньев? Для ответа на этот вопрос я предложил бы включить в «Стратегию» перспективное видение «Общества 5.0», о котором сейчас в каждой развитой стране начали говорить.

«Мы хотим построить прогрессивное общество творчески развивающихся свободных людей, или новое цифровое «рабовладение»?»

В «Стратегии» упоминается «сильный ИИ» и этому разделу требуется больше внимания, т.к. модели ИИ в мире пока ещё нет, и это сейчас самый главный вызов — на какие «движках» будет ИИ летать. Одна из перспективных концепций — «Эмерджентного интеллекта», спонтанно возникающего, адаптивного и проактивного, недерминированного, движимого к смыслам через коллективное принятие решений в консенсусе, переговоры и разборы конфликтов. Но такого рода работы находятся еще пока в эмбриональном состоянии и нужны фундаментальные, междисциплинарные и полипредметные исследования, в том числе, с профильными зарубежными организациями, которые позволят выстроить наше видение ИИ будущего. Такого рода исследований, как мне представляется, пока нет ни в нашей Академии наук, ни в вузах, равно как нет и инструментов финансирования такого рода программ и проектов.

Большим упущением в «Стратегии» ИИ, на мой взгляд, является отсутствие ключевого раздела про формализацию знаний разных предметных областей и создание баз знаний на основе принципов Semantic Web и предметных онтологий окружающего мира. Результатом должно стать создание инструментов работы со знаниями и обширных формализованных описаний моделей знаний предметной области, играющих роль «толковых словарей» для компьютерных систем. Например, для любой промышленности, и в особенности для госзаказа, очень востребованы «классификаторы» задач на основе семантических сетей классов понятий и отношений, которые позволят разрабатывать прозрачные и сопоставимые планы проектов, считать их себестоимость, исключать приписки и т.д.

Кроме того, в «Стратегии», на мой взгляд, должны быть более детально прописаны приоритетные цели и задачи для бизнеса, промышленности, здравоохранения и других сфер, которые должны быть решены с помощью ИИ, и какой эффект мы ожидаем получить. Это дало бы сигнал для разработок всем заинтересованным участникам рынка, позволило бы начать генерировать идеи и предложения, формировать проекты, находить финансирование и т.д.

Отдельный раздел в «Стратегии» должны получить модели и методы коллективного принятия решений и рассуждения разных типов, включая обучение из разных источников, а также автономные системы для управления бизнесом, кибер-физические системы, мультиагентные технологии, цифровые двойники, умный интернет вещей, людей и документов (интернет агентов) и др. Это инструменты ИИ, без которых нельзя построить практические внедрения. К сожалению, в нашей стране число команд, которые занимаются разработкой такого инструментария, можно пересчитать по пальцам.

В «Стратегии» должны быть более детально прописаны приоритетные цели и задачи для бизнеса, промышленности, здравоохранения и других сфер, которые должны быть решены с помощью ИИ»

Наконец, было бы разумно предусмотреть в «Стратегии» создание единой открытой Национальной цифровой платформы и эко-системы ИИ моделей, методов и средств, допускающую конкуренцию и кооперацию решений, где также можно было бы изучать, тестировать, выбирать и сравнивать разные модели и методы ИИ на принципах Open Source. Это, кстати сказать, один из выводов одной из «Дорожной карты по ИИ» в США (вышла в августе 2019), которой предусматривается создание сети ИИ центров и ИИ лабораторий по всей стране, создающих отдельные сервисы и конкретные прикладные решения для разных отраслей, наполняющие эту платформу своими разработками. Открытая единая платформа нужна потому, что частные ИИ компании вряд ли будут отдавать кому-то свои результаты. Нужны другие формы партнерств, причем с независимыми Open Source модулями, которые люди могут брать и использовать бесплатно, например, до получения коммерческого результата — тут много новых форм сотрудничества, популярность которых нарастает во всем мире».

Справка:

Указ президента № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», который утверждает Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, опубликован на портале нормативно-правовых актов. Глава государства, в частности, поручил правительству до 15 декабря обеспечить внесение изменений в нацпрограмму «Цифровая экономика», в том числе разработать и утвердить федеральный проект «Искусственный интеллект». Правительство должно будет предусматривать ассигнования на реализацию всех мер в рамках нацстратегии при формировании в 2020–2030 годах проектов федеральных бюджетов. В тексте «Стратегии» содержится обоснование принципиальной важности развития искусственного интеллекта с точки зрения государства: «Согласно прогнозам долгосрочного социально-экономического развития России в случае недостаточного развития и использования конкурентоспособных технологий искусственного интеллекта реализация приоритетных направлений научно-технологического развития страны замедлится, что впоследствии повлечет за собой ее экономическое и технологическое отставание». Документ дает определение ИИ. Искусственный интеллект — комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Технологические решения включают в себя IT-инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе то, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений. «Стратегия» определяет основные задачи государства по развитию искусственного интеллекта:

— поддержка научных исследований, которые бы обеспечили опережающее развитие искусственного интеллекта;

— разработка и развитие программного обеспечения, в котором используются такие технологии;

— повышение доступности и качества данных, а также аппаратного обеспечения, которые необходимы для развития технологий искусственного интеллекта;

— вопрос подготовки соответствующих квалифицированных кадров и другие.