Цифровые технологии занимают свое место в медицине

Нейрокомпьтерные интерфейсы, сверхточные дистанционные манипуляторы для операций, раннее обнаружение онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний при помощи новейших программных разработок и многое-многое другое. В России постепенно создается инфраструктура для развития цифровой медицины. Совсем скоро в повседневную практику войдут дистанционные консультации с врачом по Интернету, электронные больничные и рецепты в цифровой форме, единая медицинская карта пациентов. Когда цифровые технологии станут доступны каждому из нас и как от этого изменится наша жизнь — размышляют медицинские эксперты.

Государством взят курс на снижение смертности населения и улучшение качества услуг в сфере здравоохранения, в том числе с применением новейших цифровых технологий. Основным документом, регламентирующим этот курс, стал так называемый «майский указ» Президента, в котором прописаны стратегические направления развития России до 2024 года, и разработанные на его основе «Национальные проекты».

По данным Росстата, население Поволжья живет меньше, чем в среднем по России. Особенно остро ситуация обстоит в Пермском крае, Оренбургской, Нижегородской и Самарской областях, а также в республиках Башкирия и Марий Эл, где продолжительность жизни на 1,5-2 года меньше общероссийских показателей.

Два главных бича — сердечно-сосудистые заболевания и онкология. На печальную статистику в том числе влияет труднодоступность высокотехнологичной медицинской помощи в отдаленных сельских районах. Современные технологии дистанцию между врачом и пациентом обещают нивелировать. Уже сейчас больного из райцентра можно показать специалисту ведущей клиники в России, а в перспективе — и за рубежом.

Цифровая медицина

«Многие медицинские разработки сегодня так или иначе укладываются в нацпроект «Здравоохранение», — рассказывает ректор СамГМУ, директор Института инновационного развития СамГМУ Александр Колсанов. — В его основе лежит популярная в мире идеология «четырех П»: современная медицина должна быть предсказательной, превентивной (предупреждающей), персонализированной и партисипативной (от англ. participate — участвовать). На деле это значит индивидуальный подход к каждому пациенту и вовлечение его в процесс принятия решений, а самое главное — раннее выявление рисков заболеваний и системная профилактика».

Отдельным пунктом в нацпроект «Здравоохранение» включено создание единой информационной системы для медучреждений. «Пациентам не нужно будет ходить с рентгенограммами из одной больницы в другую. У каждого появится свое «облако» — хранилище данных, куда с согласия пациента сможет зайти врач и все посмотреть», — поясняет Колсанов.

Впрочем, для этого специалистам еще предстоит решить проблему систематизации и стандартизации этих данных. «Рентгеновские снимки, КТ, МРТ, УЗИ пока просто «сбрасываются» в огромный цифровой архив, где по закону хранятся в течение пяти лет и никак не используются! — говорит завотделом института инновационного развития СамГМУ Сергей Чаплыгин. — А ведь можно создать глобальную (пока на уровне региона, а там и всей страны) сеть, к которой мог бы удаленно подключаться любой специалист. Возможностей масса — совместить данные КТ и УЗИ для постановки более точного диагноза, совместить цифровые данные по одному пациенту в разные периоды времени, совместить данные разных людей, например, родственников для трансплантации органов».

По словам директора медицинского департамента «Р-Фарм» Михаила Самсонова, не менее важно также надежно защитить эту информацию. «Утечка данных о геноме человека в сто раз хуже, чем взлом его кредитной карточки», — считает эксперт.

Цифровизация в медицине — это и проект «Бережливая поликлиника», который призван сберечь время и нервы врачам и пациентам: запись через инфомат, электронная очередь и колл-центр.

Высокие технологии на «скорой»

Работа «неотложки» благодаря внедрению современных технологий тоже меняется. Единый диспетчерский центр позволяет принимать и обрабатывать в три раза больше вызовов. Диспетчеры в режиме онлайн отслеживают местоположение той или иной бригады скорой помощи и выстраивают логистику. В планах — оснащение бригады планшетными компьютерами со спецпрограммами, которые облегчат передачу вызова от диспетчеров бригадам и устранят человеческий фактор.

«Сейчас разрабатывается система мониторинга доступности рентгенологических операционных в больницах, — говорит главврач Самарской городской станции скорой медицинской помощи Вячеслав Малахов. — С ее помощью мы сможем в режиме онлайн получать информацию о свободных операционных и везти пациента туда».

Мобильный доктор

Еще один сервис, позволяющий пациентам экономить время, — сервис Смартмед от компании МТС и сети федеральных клиник МЕДСИ, позволяющий дистанционно общаться с врачом когда удобно и где удобно.

Работает приложение просто: пациент записывается на онлайн-прием, и в назначенный час доктор выходит на видеосвязь. В качестве предварительной консультации это очень удобно и относительно недорого: цена онлайн-общения с доктором — 550 рублей, тогда как за подобную услугу в частной клинике попросят от 800 до 1200 рублей.

Среди прочих функций сервиса — запись на очный прием в клинику, вызов врача на дом для себя или ребенка, а также история обращений и рекомендации доктора.

«По статистике, основные пользователи нашего сервиса — мамы с детьми до трех лет, — говорит директор по маркетингу самарского филиала МТС Ирина Кошубина. — Действительно, намного удобнее установить приложение и мгновенно связаться со специалистом, чем ждать визита участкового педиатра или ехать с заболевшим малышом в поликлинику».

По словам Кошубиной, самарские мамы уже оценили Смартмед — если сразу после запуска сервиса большая часть виртуальных пациентов была из Москвы и Санкт-Петербурга, то сейчас все больше пользователей из других городов обращается к московским врачам из клиник МЕДСИ через приложение.
«Самара входит в десятку городов, жители которых активно пользуются телемедицинскими услугами, и мы уверены, что это только начало, — резюмирует Ирина Кошубина. — Впереди лето, дачный сезон, люди уезжают за город, где подчас сложно оперативно получить качественную врачебную помощь, а наш Смартмед всегда под рукой». В будущем сервис планирует расширять сеть партнеров.

ВолгаНьюс