Станислав Казарин: Закон пока запрещает использование информационных систем или обмен информацией между ведомствами


Руководитель управления формирования электронного правительства департамента государственного управления аппарата правительства Самарской области считает, что вопрос о пользовании клавиатурой, мышью и офисными пакетами с повестки дня у чиновников уже снятПрезидент России Дмитрий Медведев назвал «неудовлетворительной» ситуацию в сфере IT государственного сектора и предложил наказывать чиновников рублем за медленную работу по внедрению интернет-услуг. О том, как обстоят дела в Самарской области, и каким государственным органам губернии современные информационные технологии уже помогают справляться с поставленными задачами, «Времени» рассказал Станислав Казарин.

- Как давно в Самарской области действует программа по формированию электронного правительства, какие направления сегодня она в себя включает?- «Электронное правительство» является одним из элементов стратегии, утвержденной в прошлом году и связанной с развитием информационного общества в России, и включает в себя три основных направления. Первое – это открытость и прозрачность государственных и муниципальных структур, доступность информации об их деятельности. Классическим примером является интернет-сайт правительства Самарской области и интернет-приемная губернатора. Это и ведомственные, муниципальные, и специализированные сайты. Второе направление – это оказание государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это так называемая сфера «единого окна»: когда понятие справок, долго собираемых гражданами в разных инстанциях, должно просто исчезнуть. Третье направление – это непосредственно развитие автоматизированных систем поддержки государственного управления, в том числе и электронный документооборот.

- Каких результатов удалось достичь за время работы управления? И в каких сферах в ближайшее время стоит ждать нововведений?

- Наше управление было сформировано в январе 2008 года. И в прошлом году основной задачей была работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным, подготовка необходимой нормативной базы, направлений, связанных с финансовым и кадровым обеспечением. С 2009 года в губернии началось выполнение целого ряда проектов по развитию сервисов электронного правительства, дополнительно к тем, которые уже были созданы ранее в рамках сотрудничества с областным минздравсоцразвития и направлены на привлечение максимального количества людей для использования этих сервисов. Так, первый большой проект, который будет реализован до конца 2009 года – это взаимодействие с областным управлением ГИБДД. Он связан с предоставлением информации о наличии штрафов и задолженностях, а также возможностью их оплаты. У нас заключено соглашение с ГУВД Самарской области, в рамках которого эта информация теперь будет доступна жителям губернии в полном объеме через сеть Интернет. Аналогичные соглашения в настоящий момент готовятся с Пенсионным фондом России и Федеральной миграционной службой. Идет активная переписка с Федеральной налоговой службой, чтобы граждане имели доступ к персональной информации из базы данных по налогам и сборам для физических и юридических лиц. Таким образом, мы пытаемся объединить все эти ведомственные ресурсы в удобном для использования виде.

До конца года будет создана телефонная справочная правительства Самарской области. Она призвана помочь пользователю получить ответы на самые частые вопросы, например, к кому и как обратиться с той или иной проблемой, время работы специалиста, его координаты и т.д. Будем надеяться, что уже с января заработает единый справочный номер, действующий на всей территории Самарской области.

Еще один интересный проект связан с паспортными столами. Пилотный проект стартует уже в этом году в Сызрани, Отрадном и Новокуйбышевске. В его рамках предлагается отказаться от справок о составе семьи в бумажной форме. То есть, если человек обращается в органы соцзащиты, и там по каким-то причинам требуется подобный документ, к примеру, для оформления субсидий по ЖКХ, специалисты могут самостоятельно получить эту информацию из компьютерной базы данных, не требуя у посетителей бумажную справку.

- Эффект от этих проектов будет ощутим не раньше, чем через год-полтора. А есть ли в области ресурсы, уже приносящие реальную пользу?

- Проект «электронного паспортного стола» успешно работает в Тольятти, его ведет Городской информационный центр. Около 40% всех паспортных столов Автограда уже «оцифрованы». Если же говорить о других программах, основанных на информационных технологиях, то здесь можно назвать проект с интернет-киосками и унифицированной социальной картой жителя Самарской области, стартовавший в области в 2002 году.

Не могу еще раз не отметить представленную общественности в сентябре интернет-приемную губернатора Самарской области, благодаря которой сегодня каждый житель региона может быть уверен, что его просьба или обращение, направленные через Интернет, будет рассмотрена в положенный законом срок, и он получит исчерпывающий ответ на свой вопрос. В отличие от других регионов мы не стали делать одну «точку входа», только на губернатора. Система позволяет обратиться непосредственно к руководителю нужного ведомства или министерства. Кроме того, каждому обращению присваивается персональный код, и пользователь может в режиме реального времени отследить, на какой стадии рассмотрения находится его просьба.

За месяц работы приемной поступило почти 800 обращений, на 60 из них уже даны официальные ответы. Более 300 обращений адресованы губернатору, также в лидерах минстрой, минздрав, минэкономразвития. Поступило несколько обращений по улучшению работы самой информационной системы интернет-приемной, и до конца года мы постараемся провести ее модернизацию.

- Как на внедрении информационных технологий в масштабах Самарской области сказался экономический кризис? Пришлось ли пожертвовать какими-то планами или программами?

- Финансирование по ряду строк бюджета, которые должны были пойти на развитие информационного общества, было сокращено в несколько раз. Понятно, что социальные проблемы сегодня имеют высший приоритет. Но в правительстве области очень внимательно относятся к этому направлению. Поэтому вопросам внедрения компьютерных технологий во все сферы жизни современного общества уделяется значительное внимание.

- Не возникает ли сегодня волны недопонимания со стороны госслужащих, чей уровень компьютерной грамотности явно оставляет желать лучшего?

- Если говорить о низком уровне внедрения и интеграции информационных систем в деятельность органов власти, то считаю, что проблема здесь не в неумении или нежелании работать с новыми технологиями. Действующее законодательство часто прямо запрещает использование информационных систем или обмен информацией между ведомствами. Но это проблема любой инновационной сферы, когда сначала рождаются примеры и опыт, а затем приводится в соответствие нормативная база. Другое дело, если говорить о компьютерной грамотности самих госслужащих. Вопрос об умении пользоваться клавиатурой, мышью и офисными пакетами с повестки дня уже снят. Любой глава района или руководитель управления освоил эти азы. Более того, для госслужащих проводится активное обучение специальным знаниям и умениям, связанным с использованием Интернет и электронно-цифровой подписи, электронных денег, обеспечением безопасности электронной переписки, использованием платежных и социальных карт. Руководители получают максимально широкий спектр базовых знаний, которые позволяют безбоязненно использовать современные технологии, в том числе и в государственном управлении.

12.10.2009 Время

Опубликовано: 
12 Окт 2010
Интервью

Другие новости


15 мая 2018 Новости отрасли