Самарская область перейдет на "одну инстанцию" с 1 февраля


С 1 июля 2012 года все регионы России должны будут перейти на межведомственное электронное взаимодействие. К этой дате региональные власти должны обеспечить технические, нормативно-правовые и кадровые ресурсы для нормального функционирования системы. Самарская область как пилотный регион по реализации этого проекта начала подготовительные работы в апреле 2011 года. О том, чего удалось достичь за это время, что еще предстоит сделать, какие основные проблемы предстоит решить, агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал заместитель председателя правительства Самарской области, руководитель департамента информационных технологий и связи Станислав Казарин.

   ИФ: Станислав Валериевич, расскажите, что будет представлять собой система межведомственного электронного взаимодействия и на каком этапе работы сейчас находится Самарская область?

   СК: Система межведомственного электронного взаимодействия - это ярчайший пример гигантской работы по созданию электронного правительства в целом. Эта работа, на первый взгляд, не заметна, но человек, обратившийся за госуслугой, ощутит изменения сразу. Условно говоря, раньше он приходил с комплектом документов в то или иное министерство или ведомство, а теперь - с одним паспортом. Это самый яркий, наглядный пример.

   Самарская область как пилотный регион начала работу по подготовке к внедрению этой системы в апреле 2011 года. Совместная проектная группа аппарата правительства РФ, министерства экономического развития РФ, министерства связи и массовых коммуникаций, Высшей школы экономики и правительства Самарской области просчитывала, каким образом лучше изучить эту задачу, формализовать на бумаге, чтобы это было понятно всем, а не только методологам, и как ее перевести на межведомственный документооборот. Первые две задачи в настоящее время у нас в регионе практически решены. Первое - мы изучили всю предметную область - это 331 государственная услуга и еще около 2 тыс. муниципальных услуг. На каждую услугу разработан паспорт, указано какими документами и кто обменивается, в каких случаях и так далее. После этого мы провели ревизию документооборота, то есть определили, какие документы мы можем перестать требовать с граждан и начать обмениваться ими внутри системы. Сейчас нам предстоит третий этап - технический. У ведомств должна быть база данных, система защиты, электронные подписи. 

   Принципиально важно то, что если раньше административные регламенты предписывали гражданину для получения одного документа представить копии или оригиналы других документов, то теперь список таких документов существенно ужался. Однако отмечу, что этот перечень он не сократился совсем, сохранился достаточно обширный пакет документов так называемого личного хранения, которые гражданин обязательно приносит сам. Это принципиально важно. Например, все медицинские документы и справки, как раз отнесены к документам личного хранения. Поэтому передачи всего объема личных данных в рамках системы не будет.

   ИФ: В какие сроки должна уложиться Самарская область, как пилотный проект, при подготовке к запуску системы?

   СК: 1 июля 2012 года система должна полностью заработать, должны быть готовы технические средства, обучен персонал, подготовлена нормативно-правовая база. Для того чтобы технологически все заработало параллельно с бумагой, Самарской области, как пилотному проекту, поставлена задача с 1 февраля 2012 года выйти на технологическое взаимодействие. Другие регионы должны запустить аналогичный процесс в марте 2012. У нас, фактически, остались ноябрь, декабрь и половина января, чтобы все закончить.

   ИФ: Что сделано уже сейчас? 

   СК: У нас уже есть региональная система межведомственного взаимодействия, система, обеспечивающая использование электронно-цифровой подписи, и у нас есть пилотная территория в Тольятти, где мы как раз "обкатываем" все механизмы. Там создан многофункциональный центр оказания госуслуг. Социальная служба и департамент труда и занятости пытаются в таком режиме обмениваться запросами и ответами. Это сопровождается пока подтверждающими документами, но, тем не менее, мы планируем, что к 1 февраля эта система на территории всей Самарской области будет развернута. Будем отрабатывать безбумажные технологии.

   ИФ: Какой объем финансирования необходим для выполнения всех задач? 

   СК: Финансирование целиком и полностью идет за счет средств регионального бюджета, мы работу начали в 2009 году. В текущем году у нас запланировано порядка 4,5 млн рублей на эти цели. Эти средства будут потрачены уже на доводку системы под предъявляемые ей требования. Примерно такая же сумма будет выделена  на будущий год. 

   Понимая, что у большинства муниципальных образований нет ни технической, ни финансовой возможности, ни самое главное, человеческих ресурсов, которые могут сформировать задачу и как-то ее решить, мы берем решение этой проблемы на себя. У нас еще год назад правительство приняло решения о запуске системы электронного межведомственного взаимодействия. И для организаций, участвующих в оказании услуг, она бесплатна.

   Мы оказываем значительную помощь муниципалитетам. В этом году 98 млн рублей будет направленно на информатизацию. Большая часть средств достанется Самаре, чуть поменьше - Тольятти, и по 1,5-2 млн рублей - в муниципальные районы. Мы планируем, что все сотрудники, которые принимают участие в межведомственном взаимодействии, будут иметь компьютеры, средства защиты информации, каналы связи, электронные цифровые подписи и ПО для взаимодействия. 

   ИФ: Какие основные трудности предстоит преодолеть региону при подготовке проекта?

   СК: Во-первых, должен измениться большой объем нормативных документов, так как по некоторым отраслям законодательство писалось еще во времена совета народных комиссаров РСФСР. Такого рода документы требуют обновления. Процедура подготовки регламентов очень трудная, длительная, в силу того, что все регламенты должны проходить общественные обсуждения. Это проблема, которая имеет временной характер.

   Вторая проблема - психологическая. Одно дело, когда специалисту приносят комплект документов, и он его проверяет на соответствие, а тут ему придется самому направлять запрос, на который придет электронный ответ. Как его подшивать в дело не понятно, как его предъявлять контролирующим органам - тоже не понятно. Это создает определенный психологический дискомфорт. Все эти детали вместе с нормативно-правовой базой должны быть отработаны до того, как система будет запущена. Поскольку опыта работы с ней нет ни у кого в стране, приходится выдумывать, создавать правила самостоятельно.

   И третий, самый тяжелый на данный момент вопрос - это синхронизация баз данных. Поскольку у нас нет в настоящее время какого-то унифицированного электронного идентификатора человека, каждое ведомство вело базу данных так, как посчитало нужным. Может случиться, что, скажем, орган государственной власти Самарской области направит данные по определенному человеку в определенное ведомство, а там, к примеру, возникнут сомнения - об этом ли человеке направлен запрос. Например, могут расходиться данные по дате рождения или по отчеству, и будет сложно разобраться - ошибка это или данные о другом человеке. Процесс синхронизации неизбежен. Он должен быть пройден, его ускорить никак нельзя, только методично эти базы данных синхронизировать и вычищать. Мы к этой работе приступили еще летом. По крайней мере, те базы данных, которые находятся в ведении правительства, постепенно синхронизируются. Причем речь не идет о создании единой гипербазы. Просто сверяются различные базы и если выявляются несоответствия, вручную проводится анализ и в случае необходимости вносятся поправки. 

   ИФ: Потребует ли внедрение системы переобучения сотрудников ведомств?

   СК: Я думаю, что какого-то заскорузлого консерватизма в государственных и муниципальных органах сегодня уже нет. Так или иначе, все уже приучены работать и с компьютерами, и со всевозможными информационными системами. Электронный документооборот повсеместно внедряется, электронная почта, как минимум, есть у любого чиновника. Принципиально новая система от электронной почты ничем не отличается. По электронной почте поступает запрос, и его в соответствии с регламентом отрабатывают и направляют ответ. Процесс от ранее выполняемой работы ничем не отличается. Различие только в том, что автоматизированная система сама "сходит" в базу данных, достанет архивную копию, подготовит ответ, а уполномоченный сотрудник просто проверит и подпишет документ. 

   ИФ: Как изменится работа многофункциональных центров (МФЦ) оказания госуслуг после внедрения системы электронного взаимодействия?

   СК: МФЦ - один из ключевых заказчиков этой системы. Фактически, МФЦ и берет на себя задачу по сбору всевозможных справок в системе "единого окна". Когда нет системы межведомственного взаимодействия, все решает почта, курьерская служба. С запуском системы центр будет запрашивать различные справки, необходимые для оказания услуги отдельному гражданину, веерным способом. То есть собирать ответы, отправлять дополнительные запросы. В пять дней ответ будет готов. Это огромное облегчение для операторов и служб МФЦ.

   Что касается граждан, их возможностей электронного взаимодействия, я рассчитываю, что по основному перечню государственных услуг система с 1 июля заработает окончательно. Можно спорить - удобно это или неудобно, понятно или не понятно. "Полировать" можно до бесконечности и для этого требуется опытная эксплуатация, но принципиально все те услуги, которые есть у государства и для бизнеса, и для граждан, будут запущены в электронном виде.

Опубликовано: 
7 Ноя 2011
Интервью

Другие новости


31 Июл 2018 События